Люблю - целую.
пользаВ начале 60-х годов ХХ века телевизионный сценарист Джин Родденберри, уставший от цензурных придирок, решил создать телесериал, в котором он мог бы говорить о волновавших его социальных и философских проблемах. «Меня бесила коммерческая цензура, - вспоминал позднее Родденберри. - Я решил, что уйду с телевидения, но сначала попытаюсь найти обходной путь. Когда Джонатан Свифт захотел сочинить сатиру на современное ему общество, он написал «Гулливера». Это было замечательно - дети читали книгу как сказку, а позже, став взрослыми, понимали, о чем на самом деле шла речь. Вот и я решил говорить о политике, религии, сексе, войне и мире - но так, чтобы действие происходило на других планетах с маленькими зелеными человечками. Разве могут цензоры возразить против действий зелененьких человечков?»
Идея Родденберри была предельно проста: космический корабль перелетает от планеты к планете в поисках разумной жизни. Члены экипажа - в основном земляне. На каждой новой планете они сталкиваются с моральными дилеммами, и это помогает им лучше понять себя.
Первоначально идея Родденберри была встречена насмешками.
В те годы в США существовало только три телеканала - ABC, CBS и NBC, и ни на одном из них никогда не шли научно-фантастические сериалы. После долгих мытарств Родденберри нашел союзника - маленькую независимую производственную фирму Desilu, босс которой был большим любителем фантастики. Однако ему с огромным трудом удалось убедить NBC профинансировать пилотный выпуск сериала.
На съемках Родденберри встретился с актрисой Маджел Барретт (позже она стала его супругой), и это был единственный светлый момент в работе. Уважающие себя актеры категорически отказались сниматься в шоу о звездных путешествиях. «Я хотел пригласить Ллойда Бриджеса на роль капитана корабля, - вспоминал Родденберри. - Но когда я встретился с ним, то услышал: «Джин, я очень хорошо к тебе отношусь, но я и на милю не подойду к фантастическому сериалу». Я понимал его: в то время кинофантастика была в ужасном состоянии, а телевизионной фантастики вообще не существовало». После долгих поисков подходящего типажа Родденберри взял на роль капитана Джеймса Керка канадского актера Уильяма Шатнера.
На роль полукровки мистера Спока (по матери - человека, по отцу - вулканца) Родденберри хотел пригласить Мартина Ландау, но тот отказался, и режиссеру пришлось остановить свой выбор на малоизвестном Леонарде Нимое. Вместо сложного «инопланетянского» грима пришлось ограничиться острыми ушками и подрисованными бровями. Съемки проходили в спешке; когда же начальники NBC посмотрели пилот, то внесли кучу замечаний и велели все отснять заново.
«Они завернули большую часть идей, - вспоминал Родденберри. - Они отвергли почти всех актеров, причем особенно не понравился им мистер Спок. Они были уверены, что его острые ушки отпугнут женскую половину аудитории. Но я заявил, что не стану без него делать «Звездный путь». Я считал, что мы не можем снимать космический сериал без постоянного присутствия инопланетянина на борту корабля. В конце концов, мне сказали: «Ладно, но только держи его на заднем плане!»
За год, прошедший между съемками первого пилотного выпуска и запуском сериала в производство, Джин Родденберри смог хорошо продумать концепцию общества будущего. Но, чтобы не довести начальство до инфаркта, он внедрял свои идеи постепенно.
Вскоре после начала первого сезона Родденберри ввел в постоянный актерский состав афроамериканку Нишель Николс в роли офицера связи Ухуры. Любопытно, что актриса не хотела оставаться в сериале; тогда к ней обратился Мартин Лютер Кинг и попросил сниматься дальше, поскольку она «стала примером и образцом для афроамериканцев».
Во втором сезоне в основной состав вошел русский навигатор Павел Чехов. По слухам, это было сделано после того, как в газете «Правда» был высказан упрек по поводу того, что в «Звездном пути» нет русских персонажей, но, возможно, это только легенда.
А в третьем сезоне Николс стала первой афроамериканкой, поцеловавшейся на телеэкране с белым мужчиной в игровой ленте (чуть ранее межрасовый поцелуй между Сэмми Дэвисом и Нэнси Синатрой показали в музыкальной телепрограмме). Скандал был изрядный. Начальство на NBC потребовало изъять поцелуй из сценария. Родденберри предложил снять два варианта - с поцелуем и без него. Но во время съемок Уильям Шатнер саботировал вариант без поцелуя: он корчил страшные рожи, и монтажеры не смогли найти ни одного нормального дубля. Пришлось монтировать вариант с поцелуем, хотя из-за этой сцены серию не показали в ряде южных штатов.
Для чиновников NBC «Звездный путь» с самого начала был большой головной болью. Премьера сериала состоялась 8 сентября 1966 года. Мнения критиков разошлись, а рейтинги у сериала были средненькие. Рекламодателям не нравилось, что сериал в основном смотрят дети. Съемочный процесс затягивался: Шатнер настоял на репетициях, остальные актеры его поддержали; в итоге на каждую серию уходило по семь-восемь съемочных дней вместо шести, запланированных ранее.
Для Родденберри сериал тоже стал большой головной болью. Писать сценарии он приглашал знаменитых фантастов того времени - Харлана Эллисона, Теодора Стерджена, Джерри Сола. Зачастую они нашпиговывали истории идеями, которые было невозможно отобразить на экране. «Их интересовали концепции и изобретения, а меня - люди, - говорил позже Родденберри. - Я постоянно переписывал их сценарии и из-за этого потерял многих друзей». Чтобы успеть все сделать вовремя, Родденберри работал по 16-20 часов в сутки.
В 1967 году производственная компания Desilu, на которой снимался сериал, была продана Paramount. Вскоре после этого и без того скудный бюджет сильно урезали. Пришлось полностью отказаться от сложных постановочных сцен. Новые декорации лепили из старых, выкручиваясь за счет освещения и искусства оператора. Люди, стоявшие у истоков сериала, до сих пор возмущены тем, что Paramount по сей день получает огромные прибыли от сериала, который ее руководители погубили своим скупердяйством.
Рейтинги упали еще ниже; сериал переставили в «мертвый слот», на вечер пятницы; в знак протеста Родденберри ушел с проекта. Третий сезон кое-как закончили, но к его концу все члены команды - режиссеры, продюсеры и сценаристы - разбежалась в разные стороны.
Прошло много лет, и стало ясно, что «Звездный путь» начал новую эру в истории жанрового кино. За истекшие годы вышло 10 фильмов, четыре новых сериала, а также немало книг, комиксов, компьютерных игр и фанатских произведений, действие которых разворачивается во вселенной «Звездного пути».
Но к началу нового тысячелетия старая концепция начала постепенно выдыхаться. Снятый в 2002 году 10-й фильм «Звездный путь: Немезида» не имел успеха. Нужно было придумывать что-то новое.
...Еще в 1968 году Джин Родденберри заявил на фанатской конвенции, что хотел бы снять фильм, рассказывающий о событиях, происшедших до начала сериала. Но по-настоящему за эту идею взялись только в 2005 году. Кинокомпания Paramount обратилась за советом к сценаристу Роберто Орси, большому поклоннику «Звездного пути». Орси в то время работал с Дж.Дж. Абрамсом на проекте «Миссия невыполнима-3», и они в итоге начали сочинять вместе.
Позже Абрамс обронил, что для него «настоящим» был только первый сериал, а все остальное он воспринимает как отдельные космические приключения, происходящие в другой вселенной. Более того, Абрамс, в отличие от Орси, не был ревностным поклонником «Звездного пути»; в детстве ему больше нравились «Звездные войны». Впрочем, он считал, что благодаря этому он сможет внести в проект нечто оригинальное.
Абрамс, действительно, все изрядно перекроил. Еще во время съемок старого сериала стало ясно, что самое интересное - это развитие взаимоотношений землянина Керка и вулканца доктора Спока, поэтому Абрамс решил именно им отвести центральное место в фильме.
Встав во главе проекта, Абрамс жестко отсекал все, что казалось ему слишком специфическим. Из сценария были выкинуты все мудреные термины, приводящие в восторг заядлых фанов, но совершенно непонятные массовой аудитории. Выкинул Абрамс и разборки землян с космическими расами, не имеющими прямого отношения к конфликту. Он с самого начала решил, что плохими парнями в фильме будут ромуланцы - воинственная разумная раса, создавшая Ромуланскую звездную империю. Абрамс также решил разбавить сюжет юмором и сексуальными моментами - за что сразу же был предан анафеме фанатами «Звездного пути», жаждавшими буквального воспроизведения классического сериала. «Если вы действительно смотрели старое шоу, то наверняка заметили, что в нем много смешных моментов и достаточно сексуального напряжения! - защищался Абрамс. - Поэтому «Звездный путь» считался очень смелым сериалом!» Режиссер также сообщил, что давал почитать сценарий своей жене Кэти, чтобы узнать, как она оценивает женские персонажи.
Позже он говорил, что жене эти образы понравились, а ее слово было для него законом.
О подборе актеров можно было бы написать отдельную книгу. «Фильм» уже писал (№ 137, ноябрь, 2008) о скандале, возникшем из-за того, что в картину не пригласили ветерана Уильяма Шатнера, игравшего капитана корабля Джеймса Керка. Выбор нового актера на эту роль был очень нелегким. Во избежание дальнейших скандалов Абрамс окружил пробы плотной завесой секретности, поэтому слухов было хоть отбавляй. В начале 2007 года в Интернете ходили сплетни, что на роль Керка уже пригласили Мэтта Дэймона и что якобы сам Шатнер официально благословил его на эту роль. В конце концов, Дэймон не выдержал и сам позвонил Абрамсу. Тот сказал, что у него и в мыслях не было приглашать Дэймона; он ищет молодого актера - ведь Керк в этом фильме является курсантом Академии звездного флота.
В результате режиссер остановил свой выбор на 27-летнем Крисе Пайне, так как тот был очень похож на Шатнера в молодости. Позже Пайн говорил, что первая кинопроба прошла ужасно, потому что он не мог серьезно воспринимать себя в роли командира корабля. Тем не менее он понравился Абрамсу, который предложил ему попрактиковаться с Закари Куинто, пробовавшимся на роль доктора Спока. Куинто, в отличие от Пайна, относился к роли очень серьезно, поскольку является фанатом «Звездного пути». «Меня увлекла двойственность Спока, - говорит Куинто. - Он постоянно самосовершенствуется, учится быть человеком и вулканцем одновременно».
Специально для пробы Куинто сшил себе вулканский костюм, отрастил и покрасил волосы, подбрил брови и научился растопыривать пальцы в вулканском приветствии. «Я снова почувствовал себя 12-летним мальчишкой, - вспоминает он. - Я знаю, что рожден для роли Спока. В детстве, кстати сказать, я года четыре был им».
Куинто особенно повезло - он снимался со своим кумиром, Леонардом Нимоем, который вернулся в роли старого Спока, совершающего путешествие во времени, чтобы предупредить юных героев о том, что на них будет совершено нападение. На съемочной площадке Нимой был непререкаемым авторитетом. «Это было сюрреалистическое ощущение - ставить сцену с участием Леонарда Нимоя, - говорит Абрамс. - Порой я спрашивал себя: а что я вообще делаю на съемочной площадке? Этот парень играл Спока более 40 лет, и он лучше меня знает, что нужно делать!»
Съемки начались в ноябре 2007 года и продолжались три месяца - как раз во время забастовки сценаристов. Абрамс публично жаловался на то, что не может ни слова изменить в диалогах, но подчеркивал, что необходимость в этом возникала крайне редко. Иногда он все же разрешал актерам импровизировать, чтобы потом, по окончании забастовки, переозвучить их реплики в тон-студии.
Незадолго до премьеры Закари Куинто сболтнул невзначай, что перед съемками сцены рукопашной драки Абрамс радикально ее изменил. «Спок должен был в одиночку сражаться с шестью соперниками, - сказал Куинто. - Я долго тренировался для этой сцены, изучал восточные единоборства. А за два дня до съемок Абрамс сказал мне, что вместо этой сцены будет перестрелка. И действительно, со стрельбой все получилось лучше».
Голливуд сделал вид, что не заметил нарушения условий забастовки. Тем более что формально этой сценой занимались не сценаристы, а постановщики трюков, правда, в присутствии господ продюсеров. А продюсерами, среди прочих, числились сценаристы Орси и Курцман...
Немало проблем было связано и с созданием реквизита. В старом сериале герои пользовались для связи устройством, которое называлось коммуникатор. Однако сегодня он выглядит явно устаревшим. Даже нынешний iPhone имеет гораздо больше функций, чем коммуникатор, придуманный 45 лет назад. Из-за этого весь реквизит и бутафорию пришлось адаптировать к современности.
Бюджет фильма, по оценкам экспертов, составил от $120 млн до $150 млн. Первоначально Абрамс хотел снимать некоторые сцены в Исландии и даже отправил туда художников подбирать натуру, но потом, подсчитав расходы, от этого отказались. Большую часть сцен сняли в павильонах Paramount; кое-что - в Университете Калифорнии, на стадионе Dodger и даже в здании лос-анджелесской мэрии.
Поговаривали, что съемки продолжались и после того, как работа, согласно официальным сообщениям, закончилась. Первоначально премьера «Звездного пути» была намечена на декабрь 2008 года, затем ее перенесли на май 2009-го. Но руководители Paramount уверяют, что задержки здесь ни при чем: просто они поняли, что у фильма есть шанс стать настоящим летним хитом.
Сейчас, накануне премьеры, сотни фанатских сайтов ведут отсчет дней, часов, минут и секунд, оставшихся до премьеры. Одновременно с выходом «Звездного пути» на прилавках появится множество товаров для фанов - от игрушек и компьютерных игр до духов и ювелирных украшений.
Если все получится так, как планирует Paramount, фильм станет перезагрузкой «Звездного пути» и началом нового цикла. Путешествие во времени позволяет Абрамсу сохранить дорогую фанатским сердцам вселенную, полностью изменив сюжетные линии и взаимоотношения героев. Теперь старую историю можно будет рассказывать «от печки» - но по-новому.
А если не получится - всегда можно будет начать сначала.
Впрочем, режиссер Кевин Смит, большой поклонник «Звездного пути», ухитрившийся посмотреть новый фильм раньше других, считает, что Абрамс снял идеальную «перезагрузку».
«Когда ты слышишь об этом в первый раз, - говорит он, - то хочется воскликнуть: «Нет, так нельзя! Переделывать «Звездный путь» - преступление!» Но потом ты смотришь готовый фильм и понимаешь: только так и можно!»
Идея Родденберри была предельно проста: космический корабль перелетает от планеты к планете в поисках разумной жизни. Члены экипажа - в основном земляне. На каждой новой планете они сталкиваются с моральными дилеммами, и это помогает им лучше понять себя.
Первоначально идея Родденберри была встречена насмешками.
В те годы в США существовало только три телеканала - ABC, CBS и NBC, и ни на одном из них никогда не шли научно-фантастические сериалы. После долгих мытарств Родденберри нашел союзника - маленькую независимую производственную фирму Desilu, босс которой был большим любителем фантастики. Однако ему с огромным трудом удалось убедить NBC профинансировать пилотный выпуск сериала.
На съемках Родденберри встретился с актрисой Маджел Барретт (позже она стала его супругой), и это был единственный светлый момент в работе. Уважающие себя актеры категорически отказались сниматься в шоу о звездных путешествиях. «Я хотел пригласить Ллойда Бриджеса на роль капитана корабля, - вспоминал Родденберри. - Но когда я встретился с ним, то услышал: «Джин, я очень хорошо к тебе отношусь, но я и на милю не подойду к фантастическому сериалу». Я понимал его: в то время кинофантастика была в ужасном состоянии, а телевизионной фантастики вообще не существовало». После долгих поисков подходящего типажа Родденберри взял на роль капитана Джеймса Керка канадского актера Уильяма Шатнера.
На роль полукровки мистера Спока (по матери - человека, по отцу - вулканца) Родденберри хотел пригласить Мартина Ландау, но тот отказался, и режиссеру пришлось остановить свой выбор на малоизвестном Леонарде Нимое. Вместо сложного «инопланетянского» грима пришлось ограничиться острыми ушками и подрисованными бровями. Съемки проходили в спешке; когда же начальники NBC посмотрели пилот, то внесли кучу замечаний и велели все отснять заново.
«Они завернули большую часть идей, - вспоминал Родденберри. - Они отвергли почти всех актеров, причем особенно не понравился им мистер Спок. Они были уверены, что его острые ушки отпугнут женскую половину аудитории. Но я заявил, что не стану без него делать «Звездный путь». Я считал, что мы не можем снимать космический сериал без постоянного присутствия инопланетянина на борту корабля. В конце концов, мне сказали: «Ладно, но только держи его на заднем плане!»
За год, прошедший между съемками первого пилотного выпуска и запуском сериала в производство, Джин Родденберри смог хорошо продумать концепцию общества будущего. Но, чтобы не довести начальство до инфаркта, он внедрял свои идеи постепенно.
Вскоре после начала первого сезона Родденберри ввел в постоянный актерский состав афроамериканку Нишель Николс в роли офицера связи Ухуры. Любопытно, что актриса не хотела оставаться в сериале; тогда к ней обратился Мартин Лютер Кинг и попросил сниматься дальше, поскольку она «стала примером и образцом для афроамериканцев».
Во втором сезоне в основной состав вошел русский навигатор Павел Чехов. По слухам, это было сделано после того, как в газете «Правда» был высказан упрек по поводу того, что в «Звездном пути» нет русских персонажей, но, возможно, это только легенда.
А в третьем сезоне Николс стала первой афроамериканкой, поцеловавшейся на телеэкране с белым мужчиной в игровой ленте (чуть ранее межрасовый поцелуй между Сэмми Дэвисом и Нэнси Синатрой показали в музыкальной телепрограмме). Скандал был изрядный. Начальство на NBC потребовало изъять поцелуй из сценария. Родденберри предложил снять два варианта - с поцелуем и без него. Но во время съемок Уильям Шатнер саботировал вариант без поцелуя: он корчил страшные рожи, и монтажеры не смогли найти ни одного нормального дубля. Пришлось монтировать вариант с поцелуем, хотя из-за этой сцены серию не показали в ряде южных штатов.
Для чиновников NBC «Звездный путь» с самого начала был большой головной болью. Премьера сериала состоялась 8 сентября 1966 года. Мнения критиков разошлись, а рейтинги у сериала были средненькие. Рекламодателям не нравилось, что сериал в основном смотрят дети. Съемочный процесс затягивался: Шатнер настоял на репетициях, остальные актеры его поддержали; в итоге на каждую серию уходило по семь-восемь съемочных дней вместо шести, запланированных ранее.
Для Родденберри сериал тоже стал большой головной болью. Писать сценарии он приглашал знаменитых фантастов того времени - Харлана Эллисона, Теодора Стерджена, Джерри Сола. Зачастую они нашпиговывали истории идеями, которые было невозможно отобразить на экране. «Их интересовали концепции и изобретения, а меня - люди, - говорил позже Родденберри. - Я постоянно переписывал их сценарии и из-за этого потерял многих друзей». Чтобы успеть все сделать вовремя, Родденберри работал по 16-20 часов в сутки.
В 1967 году производственная компания Desilu, на которой снимался сериал, была продана Paramount. Вскоре после этого и без того скудный бюджет сильно урезали. Пришлось полностью отказаться от сложных постановочных сцен. Новые декорации лепили из старых, выкручиваясь за счет освещения и искусства оператора. Люди, стоявшие у истоков сериала, до сих пор возмущены тем, что Paramount по сей день получает огромные прибыли от сериала, который ее руководители погубили своим скупердяйством.
Рейтинги упали еще ниже; сериал переставили в «мертвый слот», на вечер пятницы; в знак протеста Родденберри ушел с проекта. Третий сезон кое-как закончили, но к его концу все члены команды - режиссеры, продюсеры и сценаристы - разбежалась в разные стороны.
Прошло много лет, и стало ясно, что «Звездный путь» начал новую эру в истории жанрового кино. За истекшие годы вышло 10 фильмов, четыре новых сериала, а также немало книг, комиксов, компьютерных игр и фанатских произведений, действие которых разворачивается во вселенной «Звездного пути».
Но к началу нового тысячелетия старая концепция начала постепенно выдыхаться. Снятый в 2002 году 10-й фильм «Звездный путь: Немезида» не имел успеха. Нужно было придумывать что-то новое.
...Еще в 1968 году Джин Родденберри заявил на фанатской конвенции, что хотел бы снять фильм, рассказывающий о событиях, происшедших до начала сериала. Но по-настоящему за эту идею взялись только в 2005 году. Кинокомпания Paramount обратилась за советом к сценаристу Роберто Орси, большому поклоннику «Звездного пути». Орси в то время работал с Дж.Дж. Абрамсом на проекте «Миссия невыполнима-3», и они в итоге начали сочинять вместе.
Позже Абрамс обронил, что для него «настоящим» был только первый сериал, а все остальное он воспринимает как отдельные космические приключения, происходящие в другой вселенной. Более того, Абрамс, в отличие от Орси, не был ревностным поклонником «Звездного пути»; в детстве ему больше нравились «Звездные войны». Впрочем, он считал, что благодаря этому он сможет внести в проект нечто оригинальное.
Абрамс, действительно, все изрядно перекроил. Еще во время съемок старого сериала стало ясно, что самое интересное - это развитие взаимоотношений землянина Керка и вулканца доктора Спока, поэтому Абрамс решил именно им отвести центральное место в фильме.
Встав во главе проекта, Абрамс жестко отсекал все, что казалось ему слишком специфическим. Из сценария были выкинуты все мудреные термины, приводящие в восторг заядлых фанов, но совершенно непонятные массовой аудитории. Выкинул Абрамс и разборки землян с космическими расами, не имеющими прямого отношения к конфликту. Он с самого начала решил, что плохими парнями в фильме будут ромуланцы - воинственная разумная раса, создавшая Ромуланскую звездную империю. Абрамс также решил разбавить сюжет юмором и сексуальными моментами - за что сразу же был предан анафеме фанатами «Звездного пути», жаждавшими буквального воспроизведения классического сериала. «Если вы действительно смотрели старое шоу, то наверняка заметили, что в нем много смешных моментов и достаточно сексуального напряжения! - защищался Абрамс. - Поэтому «Звездный путь» считался очень смелым сериалом!» Режиссер также сообщил, что давал почитать сценарий своей жене Кэти, чтобы узнать, как она оценивает женские персонажи.
Позже он говорил, что жене эти образы понравились, а ее слово было для него законом.
О подборе актеров можно было бы написать отдельную книгу. «Фильм» уже писал (№ 137, ноябрь, 2008) о скандале, возникшем из-за того, что в картину не пригласили ветерана Уильяма Шатнера, игравшего капитана корабля Джеймса Керка. Выбор нового актера на эту роль был очень нелегким. Во избежание дальнейших скандалов Абрамс окружил пробы плотной завесой секретности, поэтому слухов было хоть отбавляй. В начале 2007 года в Интернете ходили сплетни, что на роль Керка уже пригласили Мэтта Дэймона и что якобы сам Шатнер официально благословил его на эту роль. В конце концов, Дэймон не выдержал и сам позвонил Абрамсу. Тот сказал, что у него и в мыслях не было приглашать Дэймона; он ищет молодого актера - ведь Керк в этом фильме является курсантом Академии звездного флота.
В результате режиссер остановил свой выбор на 27-летнем Крисе Пайне, так как тот был очень похож на Шатнера в молодости. Позже Пайн говорил, что первая кинопроба прошла ужасно, потому что он не мог серьезно воспринимать себя в роли командира корабля. Тем не менее он понравился Абрамсу, который предложил ему попрактиковаться с Закари Куинто, пробовавшимся на роль доктора Спока. Куинто, в отличие от Пайна, относился к роли очень серьезно, поскольку является фанатом «Звездного пути». «Меня увлекла двойственность Спока, - говорит Куинто. - Он постоянно самосовершенствуется, учится быть человеком и вулканцем одновременно».
Специально для пробы Куинто сшил себе вулканский костюм, отрастил и покрасил волосы, подбрил брови и научился растопыривать пальцы в вулканском приветствии. «Я снова почувствовал себя 12-летним мальчишкой, - вспоминает он. - Я знаю, что рожден для роли Спока. В детстве, кстати сказать, я года четыре был им».
Куинто особенно повезло - он снимался со своим кумиром, Леонардом Нимоем, который вернулся в роли старого Спока, совершающего путешествие во времени, чтобы предупредить юных героев о том, что на них будет совершено нападение. На съемочной площадке Нимой был непререкаемым авторитетом. «Это было сюрреалистическое ощущение - ставить сцену с участием Леонарда Нимоя, - говорит Абрамс. - Порой я спрашивал себя: а что я вообще делаю на съемочной площадке? Этот парень играл Спока более 40 лет, и он лучше меня знает, что нужно делать!»
Съемки начались в ноябре 2007 года и продолжались три месяца - как раз во время забастовки сценаристов. Абрамс публично жаловался на то, что не может ни слова изменить в диалогах, но подчеркивал, что необходимость в этом возникала крайне редко. Иногда он все же разрешал актерам импровизировать, чтобы потом, по окончании забастовки, переозвучить их реплики в тон-студии.
Незадолго до премьеры Закари Куинто сболтнул невзначай, что перед съемками сцены рукопашной драки Абрамс радикально ее изменил. «Спок должен был в одиночку сражаться с шестью соперниками, - сказал Куинто. - Я долго тренировался для этой сцены, изучал восточные единоборства. А за два дня до съемок Абрамс сказал мне, что вместо этой сцены будет перестрелка. И действительно, со стрельбой все получилось лучше».
Голливуд сделал вид, что не заметил нарушения условий забастовки. Тем более что формально этой сценой занимались не сценаристы, а постановщики трюков, правда, в присутствии господ продюсеров. А продюсерами, среди прочих, числились сценаристы Орси и Курцман...
Немало проблем было связано и с созданием реквизита. В старом сериале герои пользовались для связи устройством, которое называлось коммуникатор. Однако сегодня он выглядит явно устаревшим. Даже нынешний iPhone имеет гораздо больше функций, чем коммуникатор, придуманный 45 лет назад. Из-за этого весь реквизит и бутафорию пришлось адаптировать к современности.
Бюджет фильма, по оценкам экспертов, составил от $120 млн до $150 млн. Первоначально Абрамс хотел снимать некоторые сцены в Исландии и даже отправил туда художников подбирать натуру, но потом, подсчитав расходы, от этого отказались. Большую часть сцен сняли в павильонах Paramount; кое-что - в Университете Калифорнии, на стадионе Dodger и даже в здании лос-анджелесской мэрии.
Поговаривали, что съемки продолжались и после того, как работа, согласно официальным сообщениям, закончилась. Первоначально премьера «Звездного пути» была намечена на декабрь 2008 года, затем ее перенесли на май 2009-го. Но руководители Paramount уверяют, что задержки здесь ни при чем: просто они поняли, что у фильма есть шанс стать настоящим летним хитом.
Сейчас, накануне премьеры, сотни фанатских сайтов ведут отсчет дней, часов, минут и секунд, оставшихся до премьеры. Одновременно с выходом «Звездного пути» на прилавках появится множество товаров для фанов - от игрушек и компьютерных игр до духов и ювелирных украшений.
Если все получится так, как планирует Paramount, фильм станет перезагрузкой «Звездного пути» и началом нового цикла. Путешествие во времени позволяет Абрамсу сохранить дорогую фанатским сердцам вселенную, полностью изменив сюжетные линии и взаимоотношения героев. Теперь старую историю можно будет рассказывать «от печки» - но по-новому.
А если не получится - всегда можно будет начать сначала.
Впрочем, режиссер Кевин Смит, большой поклонник «Звездного пути», ухитрившийся посмотреть новый фильм раньше других, считает, что Абрамс снял идеальную «перезагрузку».
«Когда ты слышишь об этом в первый раз, - говорит он, - то хочется воскликнуть: «Нет, так нельзя! Переделывать «Звездный путь» - преступление!» Но потом ты смотришь готовый фильм и понимаешь: только так и можно!»