Отпуск. Швеция - Норвегия 2014. Местами не очень литературно, но я постараюсь.

Moominmamma
Люблю - целую.
Поездка на машинах через Финляндию в Швецию и Норвегию. Часть времени все мои спутники провели на международной страйкбольной игре Бергет, а в это время гуляла по Стокгольму, потом мы встретились и продолжили путешествие вместе. А теперь подробнее -
Итак, стартовав из дома почти в семь часов утра 21 июня, мы к одиннадцати вечера были в Выборг. База сбора была около дома Петра в Зеленограде, где мы и Макс оставили свои машины и перепаковались. Ехали двумя машинами: Рено Сандера и Фольцваген Тигуан.

ЗайцеЛеша и ЗайцеПетр.
Экипаж Сандеры: хозяин машины и первый основной водитель - Мишка, второй водитель - Макс и разгвоздяй Алексей-Лис.
Экипаж Тигуана: хозяин и первый водитель Петр, второй водитель Леша, недоразгвоздяй Саша и я - всевремяспящий пассажир.

Трасса была практичеcки чистая, за исключением пары мест, где были аварии. Естественно в том месте, где полосы всего две.

В Выборге остановились в симпатичном хостеле "Пихта" практически в самом центре. К сожалению, большинство кафе и ресторанов к этом времени закрылись, поэтому пришлось довольствоваться чайком и спать. Хостел чистенький и маленький. Есть белье, полотенца, ванна, кухня с чаем,холодильником и микроволновкой, вай-фай.

(www.pihtahostel.com/)
Мебель и оборудование икеевское. Персонал дружелюбный :) Рекомендую
Утром подрываемся в шесть и к семи мы уже в Торфяновке.
На границе заканчивается мой мобильный интернет, а в телефоне включается роуминг. В Скандинавии офигенно дорогой - три тысячи рублей улетают незаметно. На финский пост границы мы подкатили не только не в свое окошко, но с нарушением скоростного режима и на красный свет. Впрочем, поскольку мы там были в гордом одиночестве, нас пожурили и пропустили. Вот что значит рано встать. На обратном пути мы пересекали границу в районе 16 часов и наблюдали длиннющий хвост с российской стороны.
В межграниченом пространстве забурились в таксфри и начали тратить деньги :) некотрых пришлось злобно выпинывать, впрочем закрытие на перерыв их спасло. Завтракали уже в Финляндии.

К двенадцати часам мы наконец прибыли Хельсинки и получили часа четыре до отправления парома на прогулку. Если в России было солнечно, то здесь откровенно пасмурно и холодный ветер. Как только отошли на приличное расстояние от брошенных на парковке машин - начался дождик. С парковками тоже достаточно грустно - их много, но чем удобнее парковка, тем дороже.
Зато сплавали на остров с крепостью Свеаборг. По фински она называется Суонменлиннаа.

Петр, Саша и я прячемся от дождя около пушек.

Было интересно, но слишком сыро и полазать всласть по развалинам было просто опасно.

Миша и Леша на морском трамвайчике.

По воскресеньям крытый рынок закрыт, так что с супчиком мы обламались. Зато на паром загрузились в первых рядах.
Викинг оказался намного приятнее, чем Силья. Да и кормят тут вкуснее :-)

Наши машинки на автомобильной палубе.

Выгрузились, заселились в хостел на кораблике, почти напротив королевского дворца.

Кораблик называется Anedin и является дедушкой или точнее бабушкой нынешних паромов. Машины она не возила, зато плавала по маршруту Стокгольм, Швеция - Мариехамнмина, Финляндия.
Цены на проживание там были приятные, но мне там не понравилось - большая часть кают без окон, потолки низкие, не очень уютно, кухня - только варианты воды: горячая, холодная и очень холодная. Завтрак за отдельные деньги, интернет в центральных холлах. Если кому хочется экзотики, то можно и там, только каюты берите с внешними окнами.

Пошли гулять, смотреть смену караула и тут нас накрыло дождем.

Обратите внимание: знаменосец - девушка. И на караул у входа во двоорец тоже потом встала девушка.

Настроение стало не очень, поэтому пожевали в городе и ушли спать на кораблик. Народ устал и шевелиться стало совсем лень: холодно и мокро.

"бля гунган" (простите, не удержались)
Правда к вечеру таки выдернула народ на улицу. За йогуртом. Ага. Отлично посидели в антуражном кабаке с местным колоритом. Ели кабана и какую-то офигенную рыбу. А еще заказали большой кувшин местного пива. В результате вернулись в потемках и веселые.

Запомните этот щит - там колоритно и вкусно :)
(цены: рыба-утка 145 - 160 крон, мясо 180- 205 крон, кувшин 4 л местного пива 600 крон)

Утром засветило солнышко и стало намного веселее.

Саша с жизнерадостным манекеном.
Выписались из номеров, но как почти везде можно оставить вещи до вечера или приехав с утра бросить их еще официально чек-ина. С парковками в Стокгольме грустно. Они делятся на дорогие и очень дорогие. Мы наши машинки оставляли ночевать недалеко в бывшем бомбоубежище, выбитом скалах во время холодной войны на случай ядерной бомбардировки.

Спустились-то мы на машинках, а подниматься пришлось своими ножками. (Машинка на сутки - 200 крон)

С утра желающие ходили в музей, мы с Лешей встречались с местным знакомым и покупали билет мне на автобус. Я поеду присоединяться к ним 28-го числа. Без местного консультанта это не получилось бы так быстро и относительно просто. Билет в Соллевтео обошелся в 430 крон, поезд был в два раза дороже.
Потом гуляли по городу до самого отъезда ребят на полигон.

Самая узкая улица.
Фотография

Зайцы... просто зайцы и расписной строительный контейнер.
Пошла проводить народ, в результате чуть не уехала с ними. Не сориентировавшись мы попали на шоссе и высадиться не было возможности. В результате остановились на заправке уже за городом и отправляли меня обратно на такси.
Зато я успела угуляться по магазинам в качестве рефлексии, заселиться в хостел напротив предыдущего :-)
Best Hostel Old Town
Немного о хостеле. Почитав отзывы сначала немного напряглась: отзывы очень разные, но половина возмущений решилась сразу - надо внимательнее читать условия заселения. Если вы селитесь в недорогом многоместном номере смешанного типа, то не стоит жаловаться на что вокруг полно разного - очень разного народу! с самыми разными привычками. Единственно общие качества - все неизменно вежливы, дружелюбны и стараются друг другу не мешать.
Да ванные комнаты и туалеты в коридоре. Хотите свою ванную в номере - берите такой номер, но он будет дороже. Многочисленные жалобы на отсутсвие полотенец - везде: при брони, при заселении висят объявления, что полотенца надо иметь свои и брать в аренду за 30 крон.
Лично у меня ни одном месте этого хостела проблем с интернетом не было. На обратном пути мы в нем опять ночевали и жили в совсем других комнатах. Возможно в моем планшете помощнее приемник, чем в телефонах. Ну здесь, увы, я ничем помочь не могу. Интернет есть во всех общих помещениях. Там же есть и компы. Да завтрак без мяса: хлопья, молоко, клубничный джем, сыр, масло, самый разный хлеб, чай и кофе. В остальное время всегда есть кипяток, чай и макароны. Единственно, что мне доставило неудобство - сахар был, а соли - нет. Пришлось купить свою.
В течении всех суток никто никого ни откуда не гонит: есть, валяться на кроватях, мыться и сидеть в сети можно совершенно спокойно. Днем только придут убираться и все.
Я жила в комнате смешанного типа на семь кроватей. В самое разное время со мной жили: корейская девушка, которая все время молчала, американская девушка, которая со всеми много общалась, гей-пара из Нидерландов, испанец Андрес, который предлагал ехать путешествовать с ним, смешные ребята из прибалтики, которые делали вид, что никого не понимают :) На счет комфортности - ну кто в пионерлагаре не бывал тому может и не очень. А так нормально. Особенно за эти деньги. Единственно - в комнате прохладно. Отопление отключено, а солнце есть немного только по утрам. Но одеяла теплые, так что ночью никто не мерзнет. Все друг к другу относятся с уважением. Ночью стараются не шуметь. Кто уходит рано, делает это тихонько.

Комната на четвертом этаже, окна выходят прямо на набережную. На всех кроватях фамилии и даты заезда - выезда. Искупалась, постиралась, чувствую себя человеком.

Моя кровать и вид из окна в 23 ночи - почти совсем светло.

Межэтажная лесенка. Потолки высокие, в комнатах очень светло, много воздуха.
Для желающих есть лифт на все этажи.

Кухня с разных ракурсов.

Оставшись в одиночестве, потратила целый день на Скансен. Входной билет - 160 крон.

Пришла чуть живая. Это этнографический музей под открытым небом.

В нем можно не только все посмотреть и пощупать - можно поучаствовать во всех интересных процессах. Например изготовление пряжи начиная со стрижки овец и коз и заканчивая прядением и окраской готовой нитки. Все расскажут на английском, в простых операциях привлекают не только взрослых, но и детишек.
При мне в деревенской почте снаряжали юных почтальенов сумками с письмами и газетами и почтовыми дудками. Я сходила наверное во все мастерские, во все участки представленных национальностей, зоопарк.

Наглая белка выпрашивает вкусности, а кабанам на всех начхать. Кстати живут кабаны в одном огромном загоне с зубрами.
Поела местных вкусностей. Покупать только ничего не стала, потому как это хенд-мейд и в общем у нас аналогичное можно купить лучшего качества и дешевле, я считаю.Еще покаталась на кораблике Hop-on-Hop-off. суточный билет стоит 160 крон. И он реально суточный, потому что на следующий день я еще раз успела прокатиться на нем до музейного острова. Правда обещанной скидки на билет в Скансен мне не дали.

Вчера ходила на бесплатную экскурсию по городу (рекомендацию нашла у в очень полезном посте - тут). На английском. Стартуют они в 18-00 в районе вокзала и полтора часа по городу пешком. Ножки отваливаются.
Ну и конечно я не могла промахнуться мимо задротских магазинов комиксов и фанстаффа :)

Кстати о языках. В хостеле говорят на английском, немецком, большая группа студентов из франции, супружеская пара из испании. У меня ощущение, что все уже понимают и так, без перевода.
Еще пообедала в Olgas. Это прямо рядом с хостелом на Osterlanggatan 8. Очень вкусно, сытно и приятно пообщалась с хозяйкой по-русски. И не астрономически дорого. В целом поесть - примерно на 200 крон в день(около 1000р). Включая шоколадки и печеньки. Можно дешевле - хотдогами в городе или дороже в ресторанах. Я пользовалась тем, что в будни в ресторанчиках есть бизнес-ланч (dungen-lunch), который стоит от 85 до 130 крон, что существенно дешевле, что обычное меню. Вообще город дорогой. С другой стороны - я жила в центре, где полно туристов, возможно ближе к окраинам и новым районам цены человечнее.

Узенькие улочки старого города.

28 июня - самый эпичный день моего одиночного плаванья: мне нужно было перебраться на север Швеции, переночевать, что бы утром присоединиться к моим страйкбольщикам.Сначала в планах было поехать на поезде до Эстерсунда, переночевать и во второй половине дня ребята зарулили за мной, но местный знаток шведских реалий подсказал, что автобусом будет дешевле и добраться будет ближе к их полигону в городок Саллевтиа. Так я и поступила, хотя в результате возможно по деньгам получилось не сильно дешевле.
Он же посоветовал фирму и рейс и где брать билет Но в принципе главное знать откуда и куда тебе надо попасть и дальше пойти на центральный вокзал Стокгольма ( City terminalen) и по указателям добраться до автобусного терминала (Buss terminalen) там любезная девушка (или юноша) подскажет и подберет автобус или автобусы с пересадкой и продаст билет. Билет выглядит как чек и к нему выдается описательный лист: откуда, куда, сколько времени в пути, скольно минут и где остановка на перекус и где пересадка, если таковая имеется. И за сколько до отправления надо явится на вокзал.
Итак, явиться надо было за 45 минут. Я с перепугу прискакала за час. Расписание отправок с номерами выходов висят на многочисленных табло на ближайшие три часа.
Посадка в автобус начинается примерно минут за 20. В выход на посадку работает пропускная система, отсекающая людей примерно по 6 -10 человек с багажом. Водитель регистрирует садящихся и показывает в какой отсек багажника класть чемоданы и рюкзаки. Умные и шустрые стараются занять местечко около кофемашины - там есть розетки и можно всю дорогу сидеть с ноутом. Автобус на такой дальний перегон оборудован супер удобными креслами с подлокотниками, подставками для ног, ремнями безопасносности, столиками для еды и питья и удобными полочками для мелкого багажа. На спинке впереди стоящего кресла закреплена схема маршрута с остановками и можно отслеживать, потому как водитель хоть и общается с пассажирами, но только на шведском.
Мне повезло - рядом со мной села немолодая женщина, которая везла с собой свою маму, двух внуков и не то сына, не то зятя туда же в Соллевтеа и приняла меня под свою опеку. И ей совершенно не мешало, что я не знаю шведского, а она - английского. Она умудрилась растрясти на то, откуда и куда я еду, откуда я вообще, зачем я еду и является ли мой муж ( я сказала, что еду к нему) шведом :-)
Зато она отправила меня кормиться на длинной стоянк в Tonnebro, и когда надо было пересесть на другой автобус, потому что конечная точка нашего следования находится в 50 км от основного шоссе и всех едущих туда после Харносанда пересадили. Второй автобус был поменьше и рулила им настоящая валькирия: крепкого сложения симпатичная блондинка, которая лихо перекидала наши вещи в свой багажник. Теперь стало понятно, зачем нас так сортировали при первой погрузке.
Дорога интереснее, чем если просто ехать по железке. По пути много остановок в городках, куда мы сворачивали с трассы. Дорога идет по очень красивым местам, много цветов, особенно люпинов, иван-чая и шиповников. Видели здоровую сову, журавлей, флегматичного лося у кромки леса. Ну и конечно северная природа: камни, сосны, озера с кувшинками и лилиями. Я протупила взять фотоаппарат в автобус, поэтому картинок нет :(
Дальше все было просто: конечная остановка находится рядо с ж/д станцией, а весь городок по сути состоит из трех улиц. Две с одной стороны от железной дороги и еще одна с другой. Два имеющих в городе хостела были закрыты, сезон там зимой, когда туда едут кататься на горных лыжах. Летом, в выходной день, ранним вечером город смотрится заброшенным. При этом гостиницы все равно стоят слишком дорого - 600 крон за ночь. Оббегав еще пару гостиничный комплекс и кемпинг, я решила снять домик - самый дешевый вариант 500 крон за домик на четверых. Но жила там одна.

Кухонька - столовая и спальня в домике.

Возможно в Эстерсунде можно было переночевать дешевле. Городок там больше и вариантов ночевки выбор шире.Утром я едва успела позавтракать и помыть голову, как за мной приехали ребята. И дальше мы поехали в Норвегию.

Пришлось разбить весь отчет на два куска, потому как много получается.

@темы: умничаю, праздник жизни, люблю этот мир, красивые люди